Вы здесь

Обратная связь

// Адрес

Россия, 440028, г. Пенза, ул. Кулибина, 15-15а

// Телефон

+7-987-514-30-17

// Контактное лицо

Завьялова Наталья Юрьевна (директор ПРООТПОО «САР»)

История

Гнедовский Ю.П.2Ю.П.Гнедовский

                                                                                Почётный Президент

                                                                                Союза архитекторов России

 

30  лет  Союзу   архитекторов  России

Пять лет назад мы праздновали юбилей создания Союза архитекторов РСФСР, отмечая значимость этого события в жизни Союза архитекторов СССР и истории профессиональных объединений в России, которую я сегодня хотел бы напомнить.

146 лет назад 27 октября (9 ноября) 1867 года на волне подъема общественной жизни, вызванного отменой крепостного права, было создано Московское архитектурное общество, а вслед за ним подобные общества в Петербурге, Киеве, Варшаве, Вильнюсе, Одессе и Риге. Россия быстро догоняла западные страны, где уже в первой половине XIX века  существовали общенациональные объединения архитекторов, такие как Королевский институт британских архитекторов, Американский институт архитекторов и др.

Со времени создания  первых общественных объединений архитекторов в России начался интенсивный поиск места современной архитектуры в историческом процессе, попытки заглянуть в будущее в связи с техническим прогрессом. Организация  крупных выставок, издание книг, альманахов, журналов, создание первых архитектурных библиотек  – всё это позволяло привлечь общественное внимание к архитектуре, призванной отражать как общемировые  тенденции, так и стремиться к национальному своеобразию. Важнейшим достижением Московского, Петербургского и других обществ, начиная с 1868 года, стала организация и регулярное проведение конкурсов практически на все значимые объекты. Конкурсы широко обсуждались и публиковались, становясь темой дискуссий о путях развития архитектуры. Разработка правил и условий проведения конкурсов послужила основой упорядочения условий оплаты труда зодчих и того, что мы называем условиями творческой деятельности. Средства обществ складывались из единовременных и ежегодных взносов членов обществ и с их посетителей, сборов от выставок и чтений, добровольных пожертвований. Эти средства оказывались немалыми. Так, Московское архитектурное общество, выросшее за полвека с 40 всего до 160 членов, сумело построить крупное здание, которое и поныне украшает Ермолаевский переулок. Дело в том, что оплата работы архитектора составляла около 10% от стоимости строительства. 

Стремление к объединению обществ привело к проведению в декабре 1892 года  в Петербурге первого съезда русских зодчих, на котором собралось более 400 членов.  Интересно, что доклад К.М.Быковского на II съезде (1895г.) назывался «Задачи архитектуры ХХ века». В нём критикуется «архитектурный маскарад» и содержится призыв соединить новые конструктивные возможности с чертами самобытности памятников русского зодчества. Уже тогда началось и участие в международных конгрессах, где обсуждались авторские права и оплата труда зодчих, с выставками русской архитектуры. Х международный конгресс было намечено провести в Петербурге, но война сделала это невозможным. К 1917 году было намечено создать Всероссийский Союз зодчих, но революции всё перевернули. Тем не менее МАО просуществовало до 1926 года, проведя в 1923-26 гг. серию конкурсов. В декабре 1924 года организуется конкурс на Мавзолей В.И.Ленина. В комиссию под председательством А.В.Луначарского входят представители МАО и ПбАО.  МАО подготовило закон о применении конкурсного метода  в строительстве, который был принят. Архитекторы обеих столиц  участвуют и в международных конкурсах.  Эти примеры я привожу, чтобы показать, что активная деятельность архитектурных обществ не ограничивалась только дискуссиями и манифестами, но сопровождалась конкретной творческой работой. Впоследствии итогами конкурсов стали такие памятники архитектуры как Мавзолей Ленина, Дом Госпрома в Харькове, Дом Правительства в Минске, клубы и Дворцы культуры, а также жилые комплексы новых промышленных предприятий.

20-е годы стали временем рождения свободных творческих группировок.

В 1923 году была создана  АСНОВА (Н.Ладовский, Н.Докучаев, В.Кринский), в 1928 году — Ассоциация архитекторов-урбанистов (АРУ). С 1925 года возникло ОСА (Всероссийское объединение современных архитекторов). Это самое крупное, возглавляемое братьями Весниными и М.Гинзбургом (секретарь Г.М.Орлов), объединение архитекторов и художников – «конструктивистов», включая бывшую группу ЛЕФа.  С 1926 года они издают журнал «Современная архитектура», в редколлегию которого входил Ле Корбюзье.

В 1929 году появилось ВОПРА (Всероссийское объединение пролетарских архитекторов), учредителями которого были К.Алабян, В.Бабенков, В.Бабуров, А.Власов, В.Мордвинов, В.Симбирцев. ОСА, АСНОВА и МАО ими были причислены к буржуазному искусству, тогда как ВОПРА «консолидировало партийно-комсомольский и пролетарский молодняк, работающий… на основе марксистско-ленинской теории и генеральной линии партии». Конструктивистов обвиняли в слепом подражании Западу и механическом перенесении в СССР техники Запада. Призывая «овладеть культурой прошлого» ВОПРА обрушилась на новаторов,  объявив борьбу с «леонидовщиной». Все эти обвинения были адресованы  архитекторам, которые к тому времени создали произведения, ставшие гордостью нашей архитектуры, оказавшие влияние на художественные процессы во всем мире и получившие название «русский авангард». На международной арене нашим символом в это время стал павильон К.Мельникова на Всемирной выставке в Париже (1925г.).

Наконец, 23 апреля 1932 года было принято постановление ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, а  в июле создан Союз советских архитекторов с отделениями в Москве, Ленинграде и республиках, который объединил все противоборствующие силы. В состав правления  ССА вошли представители всех группировок. Союз возглавил Виктор Веснин, а его заместителем стал Каро Алабян.  В составе правления оказались такие разные зодчие как М.Гинзбург, И.Жолтовский, Б.Иофан, Н.Ладовский, В.Щуко, А.Щусев. Кандидатами в правление стали А.Веснин, И.Рыльский, И.Леонидов. У писателей был заимствован термин «социалистический реализм», который «должен в области архитектуры привести к созданию сооружений, соединяющих высокие технические качества и экономичность с художественной простотой и выразительностью». Творческим ориентиром для архитекторов призван был стать международный конкурс на Дворец Советов  на месте взорванного Храма Христа.  В процессе нескольких туров были отвергнуты конструктивистские проекты и выбран монументальный  проект Б.Иофана. Творцы русского авангарда пережили болезненную ломку, многие остались без работы. Нужно отметить, что поворот к  использованию арсенала исторических форм в это время стал международной тенденцией, включая стиль «Ар-Деко», который в нашей стране выдавался за воплощение социалистического реализма. В соответствии  с новым Генпланом  пробивка улиц и площадей в центре Москвы привела к сносу 426 памятников архитектуры, в том числе мирового значения.  Обращения ряда зодчих и обществ охраны к властям ничего не дали. Сегодня кажутся чудовищными такие конкурсы как Комплекс Наркомтяжпрома на Красной площади (на месте ГУМа), в котором участвовали ведущие архитекторы. Восхищение вызывает новаторский проект И.Леонидова, но когда на чертеже замечаешь «крошечный» храм Василия Блаженного, становится не по себе. В это же время строятся и дом СТО (ныне – Дума) и гостиница Москва, и начинается застройка Тверской улицы на месте снесённых исторических зданий. Таковы были последствия «сталинского плана реконструкции Москвы».

На пленумах Союза было провозглашено начало типового проектирования, индустриализация жилищного строительства.

В 1934 году была создана Академия архитектуры СССР, готовившая нормативы, академические издания и главное  — кадры  высшей квалификации.

В творческой жизни и Союз и Академия участвовали в первую очередь в реализации реконструкции Москвы, а после войны – восстановлении 151 разрушенных городов. Для разработки проектов восстановления центров этих городов были проведены многочисленные конкурсы.   Причинами упущений в практике в 1950г. объявили почти полное отсутствие в организации СА творческой критики и дискуссий.  Какой контраст с архитектурной жизнью 20-30-х годов! Ко времени проведения  I съезда Союза советских архитекторов в 1937 году представители авангарда были оттеснены от руководства. Ответственным секретарём  (руководителем) стал К.Алабян, членами президиума Б.Иофан, Н.Колли, А.Мордвинов, С.Чернышев, Д.Чечулин. В.Веснин и М.Гинзбург затерялись  среди 36 членов  правления. В основных докладах были осуждены формализм и эклектика и отмечались достижения советской архитектуры, которая пошла по пути социалистического реализма. Нарушил общую гармонию лишь Виктор Александрович Веснин, выступивший в защиту конструктивизма, но он не был поддержан. В том же году в журнале «Архитектура СССР» К.Алабян, реагируя на критику в «Правде», обрушился на А.Щусева, обвинив его в беспринципности. «Политическое двурушничество, столь характерное для общественного поведения Щусева как нельзя более согласовывается и с его «линией» в практической работе». Эти политические обвинения в «год большого террора», конечно, были смертельно опасны. В то же время Союз советских архитекторов  получил дома архитекторов, дома творчества, дома отдыха «Суханово», Зеленогорск, Дзинтари, Гагры и др. В годы войны впервые был создан Государственный комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР. До этого Союз архитекторов был единственным органом, ответственным перед властью за состояние архитектуры и градостроительства. В 1948 году Союз архитекторов явился одним из учредителей Международного союза архитекторов и на всех последующих конгрессах играл значительную роль в определении программ и действий МСА. В творческой жизни огромную роль сыграли проекты семи высотных зданий, созданных ведущими зодчими страны и отмеченные сразу Сталинскими премиями, как и  архитектура новых станций московского метро. Язык послевоенной архитектуры становился всё более напыщенным, отражая пафос победы не только в общественных, но и в жилых зданиях. Этот период сейчас окрестили «Сталинским ампиром». В конце 40-х годов К.С.Алабян был вынужден срочно уехать в Армению, спасаясь от заведенного на него дела. На должность Первого секретаря правления в 1950 году был избран Сергей Егорович Чернышев.

Второй съезд советских архитекторов состоялся  в 1955 году, 18 лет спустя после первого. Это уже было начало Хрущёвской оттепели. К этому времени ушли из жизни многие мастера:  Иван Фомин, братья Голосовы, Гинзбург, Щусев. Нынешние архитекторы были подвергнуты грубой критике как «украшатели», мешающие строительному процессу. Л.Поляков, Борецкий, Рыбицкий были лишены званий Лауреатов Сталинской премии. На съезде, который открыл Л.В.Руднев, было осуждено украшательство и реставраторство. Приоритетной была признана работа в сфере массового строительства. В докладе Г.А.Градова были объявлены украшательскими проекты малоэтажных жилых домов архитектора Барща и серии жилых и общественных зданий архитектора Парусникова. Тональность доклада вызвала негативную реакцию делегатов и Градов не был  избран в состав нового правления. Ответственным секретарём стал Павел Васильевич Абросимов. В состав президиума вошли: К.Алабян, Н.Баранов, А.Власов, И.Ловейко, Г.Орлов, В.Шквариков и др. Градостроительные проблемы застройки новых территорий, идеи свободной планировки рассматривались как основа массового строительства. При СА была создана комиссия по индустриализации строительства. В общественную жизнь Союза вошли «Кохинор и Рейшинка»,  ставшие ныне легендарным сатирическим ансамблем. Единственный  ансамбль, созданный советскими архитекторами – это «Кохинор», сказал А.Буров.

В 1955 году Академия архитектуры СССР была преобразована в Академию строительства и архитектуры.

Летом 1958 года в Москве в здании МГУ был проведен IV Конгресс МСА, обсудивший тему «Восстановление городов после Второй мировой войны».

В мае 1961 года в Москве состоялся III съезд архитекторов, который закрепил курс на обновление советской архитектуры, отдав должное рациональным, экономичным жилым комплексам, созданным в конце 20-х годов. Первым секретарём Правления стал А.В.Власов. В 1963 году была ликвидирована и АСиА, в её здании разместили Госгражданстрой при Госстрое СССР. В составе Правления Союза архитекторов был организован отдел по работе с республиканскими и местными организациями в РСФСР – отражение структуры партийных органов и предтеча СА РСФСР.

25 сентября 1962 года умер А.В.Власов, в апреле 1963 года Первым секретарём Правления Союза был избран Г.М.Орлов.

В течение 18 лет руководства Союзом Г.М.Орлов вел политику восстановления и укрепления престижа архитектора. В Комиссии по Государственным премиям архитектура была возвращена в раздел «Литература и искусство». На высшие премии выдвигались общественные здания, преодолевшие  утилитарные критерии 60-х (Театр в Туле, стадион в Красноярске, Дворец им.Ленина в Алма-Ате, библиотека в Ашхабаде и др.). Десанты из центра в местные организации были призваны поддержать архитекторов, работавших в регионах.

Пленум 1979 года в Красноярске рассмотрел вопросы архитектуры жилых районов городов Сибири и Дальнего Востока.

Начались смотры творчества молодых архитекторов, организуемые молодежной комиссией (Гутнов, Боков, Сычёва, Юдинцев, Товмасьян, Захарьина, Глазырин).

В 1981 году Союз возглавил А.Т.Полянский, организовавший проблемные советы, призванные придать работе большую результативность. Условия творческой деятельности должны были быть упорядочены, защищены авторские права, оплата труда, в Госстрое утверждено новое положение о конкурсах. Был кардинально обновлен и стал интересным журнал «Архитектура СССР», — главным редактором которого стал А.П.Кудрявцев.

И вот, летом 1981 года было принято Постановление Совмина РСФСР «Об  образовании Союза архитекторов России», а  16 и 17 декабря в Большом Кремлёвском Дворце и в Доме Советов прошёл Учредительный съезд. В работе съезда приняли участие 569 делегатов от 78 организаций СА СССР, объединяющих 8738 членов, что составляло 53% общей численности членов СА СССР. Значимость этого события олицетворяло присутствие Предсовмина М.С.Соломенцева (который выступил на съезде), его заместителей и министров. Основной задачей российского Союза было определено развитие национальных и местных архитектурных школ в их практической и творческой деятельности, преодоление кадрового дефицита за счет развития системы образования. Особый акцент делался на градостроительстве, работе в районах освоения новых ресурсов Сибири и Севера. В органах управления ставилась задача замещения должностей главных архитекторов квалифицированными кадрами. Для работы нового союза создавалась материальная база: выделялись средства и помещение для размещения центрального аппарата. Председателем правления нового Союза единодушно был избран А.Г.Рочегов. Новой резиденцией Союза стал особняк в Гранатном переулке.

Союз перенес центр тяжести своей работы на места. Пленумы правления проводились в Ростове, Чебоксарах, Ярославле, Новосибирске, Омске, Свердловске, Саратове, Иркутске, Пензе, Ленинграде, Воронеже, Ульяновске.  Активная работа в регионах стимулировала рост численности Союза, который ко II съезду (1987г.) вырос на 2180 человек. Бюджет Союза, который формировался главным образом за счет 7% начислений на фонд зарплаты архитекторов,  позволил осуществлять обширную программу взаимодействия с местными организациями, которую реализовал А.Г.Рочегов.

В 1988 году в Новгороде Великом состоялось учредительное собрание главных архитекторов региональных и муниципальных органов архитектуры, был создан Совет главных архитекторов. Совет возглавил главный архитектор Ленинграда С.И.Соколов, а ныне возглавляет главный архитектор Москвы А.В.Кузьмин.

Период «перестройки» породил немало ожиданий. Одним из важных результатов для Союза стало создание негосударственных проектных организаций, учреждаемых при Союзе. Это объединение «Архпроект», имеющее филиалы в ряде городов и персональные творческие мастерские, ставшие  «законодателями мод» не только в творческой жизни Союза, но и в архитектуре страны. Учредительные документы готовили Д.С.Солопов и В.А.Осипов.

Кризисное время, породившее рост националистических и сепаратистских настроений, привело к распаду СССР и созданию СНГ.

На последних Пленумах Союза архитекторов СССР в Одессе и Москве практически общим было стремление к сохранению Союза. Однако решения на государственном уровне сделали «развод» неизбежным.

При разделе имущества Московской и Ленинградской организациям было передано в управление основное имущество СА СССР. Главным достоинством этого соглашения было мирное и бесконфликтное решение всех вопросов и создание Международной ассоциации союзов архитекторов (МАСА), куда вошли союзы архитекторов стран СНГ. Здание бывшего правления СА СССР Щусева (ныне Гранатный переулок, 3) было передано МАСА.

Союз архитекторов России при этом становился «де-факто» правопреемником СА СССР на территории России и за рубежом, где его представитель (А.П.Кудрявцев) занял место в Совете МСА, принадлежавшее ранее СССР,

На съезде Союза 27 марта 1992 года  председателем правления САР был избран Ваш покорный слуга.

Союз архитекторов России обретал новый статус, а с ним и новые проблемы. Сепаратистские тенденции получали развитие и на территории России. Московская организация СА СССР во главе с А.Меерсоном, составлявшая более 50% численности САР, преобразовалась в Союз московских архитекторов, выйдя де факто из САР, учредив свой членский билет. Независимость провозгласили и республики Татарстан, Башкортостан, Якутия, Санкт-Петербургская организация тоже стала «Союзом» с вытекающими отсюда финансово-хозяйственными последствиями. Союз архитекторов России встал перед острейшей финансовой проблемой.  7% начисления прекратились, взносы перечисляли лишь некоторые организации и они «погоды не делали». Между тем одна международная деятельность требовала  значительных средств. Мы не могли допустить, чтобы Россия потеряла свои позиции в МСА, именно тогда, когда возрос интерес к преобразованиям в нашей стране. Союз архитекторов России получил в этот период поддержку в Администрации Президента, начал активно участвовать в новых международных и отечественных программах. В 1992-1993 годах Союз в составе акционерного общества восстановил, лежавший в руинах памятник древнерусского зодчества «Гранатный двор». Мы пригласили для разработки проекта и руководства строительными работами И.А.Столетова, знаменитого к этому времени своими работами по возрождению памятников Владимиро-Суздальского зодчества. Эта первая акция в новых экономических условиях стала зримым символом восстановления позиций Союза.

В 1993 году была объявлена программа Всероссийских фестивалей «Зодчество», объединившая смотры-конкурсы по отдельным видам архитектурной деятельности. Год за годом Фестивали, набирая объемы и качество, стали главным архитектурным событием в России, получив и международное признание. Эти конкурсы оказались действенным средством консолидации Союза, представляя творческий отчет российской архитектуры за год.  Мы гордимся тем, что сегодня Всероссийскому Фестивалю предшествует серия фестивалей в регионах России: в Краснодаре, Ростове, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске. По итогам Фестивалей Союз мог представлять на государственные награды и премии архитекторов, получивших высокие оценки профессионального жюри.

1993-1996 годы  для Союза были временем ещё одного испытания. По поручению заместителя председателя Правительства В.Ф.Шумейко Госкомимущество изъяло у Союза Дом творчества «Суханово», учредив Госпредприятие «Историко-культурный центр «Суханово». Это предприятие довело усадьбу до разрухи, сопоставимой с послереволюционным временем. Обращение Союза, поддержанное деятелями культуры, к Президенту Б.Н.Ельцину, позволило в 1996 году вернуть Дом творчества Союзу и отреставрировать основной объем Дворца и два жилых корпуса. К сожалению, спустя 10 лет наши права на «Суханово» вновь были оспорены Росимуществом, хотя Союз остается фактически владельцем усадьбы.

В это же время в стране формировалось новое законодательство. Союз архитекторов России совместно с другими творческими союзами подготовил два Указа Президента «О мерах по поддержке культуры и искусства».

К сожалению, «Закон о творческих работниках и творческих союзах» дважды принятый Госдумой и Советом Федерации не был подписан ни Президентом Б.Н.Ельциным, ни Президентом В.В.Путиным.

Большим событием стала подготовка и принятие в 1995 году Закона «Об архитектурной деятельности», который в своих основных положениях соответствовал рекомендациям, принятым  на Конгрессе МСА. В соответствии с этим законом Союз архитекторов совместно с Госстроем проводил  лицензирование архитекторов (физических лиц) на право самостоятельной архитектурной деятельности  и организации проектной мастерской.

По инициативе и при участии Союза были  приняты законы «Об основах градостроительства в РФ» и «Об авторских и смежных правах».

На Пленуме САР утверждены «Правила и стандарты осуществления архитектурной деятельности». Союз разработал также «Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за создание и использование произведений культуры», «Рекомендации по определению категорий сложности проектирования объекта». 

Выполняя функции бывшего СА СССР, как на международной арене, так и внутри страны. Союз архитекторов не только делегировал своих членов для работы в Совет (А.В.Кафтанов) и рабочих группах Международного Союза архитекторов (А.П.Кудрявцев), но и активно участвовал в подготовке и проведении Конгрессов.

На Конгрессах всегда была экспозиция России, а к Конгрессу в Стамбуле, когда я был вице-президентом МСА, была подготовлена и выставка стран нашего II региона. К Конгрессу в Пекине, когда готовилось 10-томное издание «ХХ век Архитектурная мозаика», мы с В.Хайтом взяли на себя подготовку 7 тома «Архитектура СССР-СНГ».

В числе главных («звездных») докладчиков на Конгрессах были А.В.Иконников и М.Б.Пиотровский, сделавшие увлекательные эссе о драматической истории архитектуры ХХ века в нашей стране (Пекин) и взаимовлияниях архитектуры Запада и Востока (Стамбул).

При содействии Архитектурного совета Европы и Е.С. и коллег из Ирландии  были проведены стажировки молодых архитекторов, разработаны и опубликованы методические руководства по архитектурному менеджменту.

Вместе с Госстроем РФ Союз участвовал в воссоздании  Академии, где архитектура объединена со строительной наукой. Решающую роль в этом сыграл  А.Г.Рочегов, ныне её успешно возглавляет А.П.Кудрявцев. Со времён создания Академии и по сегодняшний день мы  выступаем солидарно по всем принципиальным вопросам архитектуры и градостроительства. Финансовые трудности резко сократили число выездных пленумов, но мы стремились восполнить это ежегодным участием членов Президиумов в региональных и республиканских мероприятиях. Мы побывали на фестивалях, собраниях, конференциях во многих организациях по всей стране от Калининграда до Хабаровска, от Пскова до Сочи, не избегая и острых проблем на местах. Одним из важнейших вопросов, несколько раз обсуждавшихся на Пленумах, было состояние градостроительства в стране. В период, когда прекратились не только стратегические разработки (такие как «Генеральная схема территориального развития страны»), но и генпланы городов, что сопровождалось кризисом градостроительных институтов, потерей кадров градостроителей, Союз архитекторов обращался к руководству страны, губернаторам и мэрам с призывом остановить этот пагубный процесс. Здесь мы были едины и с Академией и Госстроем Российской Федерации. И только в последние годы разработка территориальных схем и генпланов была возобновлена во всех регионах. Нужно при этом отдать должное ряду руководителей крупнейших городов, включая Москву и Санкт-Петербург, которые  не прекращали этих работ и сохраняли градостроительные кадры. Союз архитекторов ежегодно готовил кандидатуры на получение стипендии Президента (ныне грантов) для молодых архитекторов и архитекторов старшего поколения.

За прошедшие годы вдвое увеличилось число архитектурных ВУЗов и факультетов.  Выросло число организаций с 78 до 97, а членов Союза с 8,7 тыс. до 12 тыс.  Растет и число архитекторов в стране. Тем не менее мы все ещё в 2-3 раза отстаем от европейских и ряда азиатских стран и в 9 раз от США.  Если мы не преодолеем это отставание,  его восполнят зарубежные архитекторы, которые  активно выходят на проектный рынок России.

Боков А.В.С 2008 года, когда Союз возглавил А.В.Боков с новой командой, немало сделано для, как теперь говорят, «модернизации» жизни Союза. Образована новая программа «Зеленая архитектура», оживилась работа Советов по архитектуре, градостроительству, по наследию. Обновилась стилистика Союза, стала регулярно выходить газета СА, появляются публикации в массовых СМИ, активизировалось взаимодействие с властью, Союз сохранил свою значимость, хотя с созданием саморегулируемых организаций это стало труднее.

Большое достижение Петербургского Союза – возрождение «Зеленогорска». Надеюсь, что и «Суханово» сохранит свой статус, появится программа его развития. Может быть делать это совместно с ГАРХИ и НОП, имеющих «первоначальный капитал»? «Суханово» нуждается в творческой жизни, в том числе как учебный центр. Союз московских архитекторов должен тут внести свою лепту.

Подводя некоторые итоги рассмотрения деятельности Союза от Адама   до наших дней убеждаешься, что его вклад в архитектурную жизнь страны трудно переоценить. В переломные исторические периоды Союз в разных ипостасях продолжал оставаться скрепой, объединяющей всех архитекторов, вне зависимости от их специализации. Союз представляет интересы профессии в обществе и государстве. В этом убеждают и аналогичные союзы других стран. Время, конечно, сейчас сложное, внимание к проблемам архитектуры у власти близко к нулю, но тут есть и свои плюсы.

В творческом плане последнее двадцатилетие принесло полную свободу. Исчезла идеология, которая была базой для политических спекуляций внутри профессии. Но исчезли и творческие  дискуссии.

В важнейшей области нормативно-законодательной нужны союзники в госорганах, общественной Палате, иначе происходит бюрократические удушение инициатив.

Друзья!

Всё, что сделано за 30 лет, сделано совместным трудом людей, которые сегодня представлены Союзом на различные награды. Хочу поблагодарить их всех и отдельно Б.Нелюбина, Ю.Сдобнова, И.Бирюкова, В.Логвинова, Е.Григорьеву, В.Чурилова, Ю.Трухачёва, О.Кобзаря, В.Егерева – который в Правлении от СА СССР до сегодня. И скромных сотрудников аппарата.  Вспомнить вклад А.Харитонова, А.Ческидова, В.Шматкова, которые объединяли коллег из региональных организаций, проводили первые Фестивали.

В заключении я хочу сказать, что вместе со всей страной мы пережили трудные времена. Вновь, как и в 1917 году изменилась общественно-политическая система. Преобразования, реорганизация органов управления продолжаются до сих пор. В нашей сфере мы ощущаем вакуум профессиональной власти. Тем ценнее наше единство Мы по-прежнему единственное профессиональное архитектурное сообщество в России, член МСА, куда входят уже представители 127 стран.

В единстве – наша сила.

Предлагаю:

  1. Принять изложенное к сведению.
  2. Считать важнейшими задачами Союза реализацию законопроектов, подзаконных актов,  а также  укрепление материальной базы Союза, включая обязательность 7% начислений на фонд зарплаты архитекторов.
  3. Юридически оформить передачу Союзу «Суханово», домов архитектора,  продолжить работу по новым инвестиционным проектам, информцентрам.
  4. Активизировать работу по возрождению архитектурных конкурсов, закрепив их законодательно.