Вы здесь

Обратная связь

// Адрес

Россия, 440028, г. Пенза, ул. Кулибина, 15-15а

// Телефон

+7-987-514-30-17

// Контактное лицо

Завьялова Наталья Юрьевна (директор ПРООТПОО «САР»)

Акустические дебаты

Акустические дебаты
May
21
  • Posted by: Admin
  • Date: 2013-05-21
  • In: 
  • 0 comments

Этот год, юбилейный для Пензенской области, должен стать одним из самых насыщенных в новейшей истории края. В подарок пензенцам область готовит к сдаче в эксплуатацию целый ряд крупных объектов, отреставрированных и возведенных с ноля. Среди них — новое здание Пензенской областной филармонии на пересечении улиц Некрасова и Пушкина. Однако в самый разгар строительства прямо на рабочей площадке разгорелись нешуточные страсти и споры. У автора проекта — Александра Бреусова, и директора филармонии — Алексея Львова-Белова, возникли непримиримые разногласия о качестве проекта архитектурной акустики обоих залов филармонии.

 СравнениеизмСложная задача

—       В ряде публикаций и интервью директор филармонии прямо высказал свои сомнения в правильности разработанного в составе нашего проекта акустического расчета строящегося зала филармонии, — рассказывает Александр Бреусов. — И поскольку хорошая акустика — ключевой показатель качества всей филармонии, мы сочли необходимым обозначить свою точку зрения на возникшую полемику и опровергнуть некоторые несправедливо прозвучавшие в наш адрес упреки.

По словам А. Бреусова, проектирование филармонии начиналось с разработки технического задания. Оно появилось еще при жизни экс-министра культуры Пензенской области Виктора Огарева, а затем последовательно правилось сразу двумя директорами филармонии – Татьяной Садовниковой и Алексеем Львовым-Беловым, к тому времени только заступившим на пост директора.

Заказчик, Министерство Культуры, поставил перед архитекторами довольно сложную для реализации задачу запроектировать не просто филармоническую сцену, а универсальный, многофункциональный зал. Планировалось заложить в его конструкцию возможность принимать артистов широкого спектра жанров — от исполнителей классической музыки, до оперы, оперетты и балета. Сложность задачи заключалась в том, что правила архитектурной акустики предполагают для каждого из видов музыки свое строение зала и сцены, и необходимо было создать универсальный проект сцены глубинной колосниковой (с механизмами для укрепления декораций и поворотным кругом). Следовательно, требовалось особое акустическое решение. И на первой стадии формирования этого сложного с точки зрения архитектурной акустики зала мастерская А.А. Бреусова работала с акустиком Анатолием Лившицем. Была тщательно отработана форма и геометрия зала, сделаны все необходимые акустические расчеты. Результатом стало положительное заключение государственной экспертизы г. Пензы.

На последовавшей затем рабочей стадии проекта был необходим «музыкальный» акустик, имеющий опыт проектирования именно крупных концертных залов. Им стал член Российского и Американского акустических обществ, и международного общества инженеров — звукотехников (AES) Михаил Ланэ. Он занимает должность заведующего Акустической лабораторией в составе научного отделения Московского научно-исследовательского и проектного института объектов культуры, отдыха спорта и здравоохранения ГУП МНИИП «Моспроект-4″.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA— Михаила Юрьевича в профессиональном мире называют «маэстро акустики», — говорит А. Бреусов. — Причин сомневаться в его квалификации у нас не было. В списке работ лаборатории 82 проекта -16 оперных театров (250 – 1 380 посадочных мест) и 23 концертных зала (до 4 тыс. посадочных мест). И вся наша дальнейшая работа по проектированию залов проходила под его пристальным контролем. Согласовывался и подвергался тщательной проработке любой архитектурный элемент, подбирались отделочные акустические материалы. Процесс проектирования усложнялся тем, что помимо замечательного звучания, залы еще должны были быть красивыми. Итоговый проект двух залов (большого универсального и органного) был готов, и строители приступили к «отделке».

 Истоки разногласий

К 2011 году внешние стены филармонии уже вознеслись над уровнем земли на несколько десятков метров, и строители начали работу над созданием первого из залов. Именно в это время между авторами проекта и директором филармонии возникло разногласие. Заслуженный артист России Львов-Белов предположил, что российская компания не подходила для работы над акустикой новой филармонии. Поскольку, по его мнению, отечественные специалисты не смогут обеспечить достойное качество акустики. В качестве решения проблемы он пожелал привлечь к проекту специалистов из Австрии.

—       Иностранная компания, которая была рекомендована директором филармонии для работы над залами, HUTTER acustix, — известная в профессиональных кругах фирма из Штирии. Она специализируется на проектах по оптимизации акустики и улучшения стереофонических характеристик в различного типа помещениях, — делится А. Чибирева, главный архитектор «Персональной творческой мастерской под руководством АА. Бреусова». — Представители компании во главе с руководителем — Армином Хуттером — приезжали в Пензу в июле 2012 года.

Австрийцы изучили проект филармонии и спустя некоторое время представили рецензию на него и рекомендации по его оптимизации. Однако цена предполагаемого проекта оптимизации получилась такой, что превысила по размерам сметную стоимость отделки двух залов почти в 10 раз. Помимо этого вызывал сомнения список выполненных проектов компанией «HUTTER acustix» (его можно найти на сайте hutteracustix.com). Хотя он и включает более 180 объектов, но насчитывает лишь 3 концертных зала в небольших городках Monichwald (897 жителей), Unterfladnitz (1 500 жителей) и Flachau (2 625 жителей), и 1 театр в городе Reichenau an der Rax (2 867 жителей). В остальном список состоит из музыкальных общин, залов для репетиций, музыкальных школ и классов. В нем также есть фабрика роялей, бумажная фабрика и монастырь. А вот акустического проектирования крупных концертных залов и музыкальных театров компания, согласно перечню объектов, не выполняла.

—       Профессиональное акустическое проектирование концертных залов сегодня проводится методом компьютерного моделирования, — рассказывает М. Ланэ. — В трехмерную модель помещения вносятся акустические характеристики материалов строительства и отделки, рассчитываются основные акустические показатели зала. Представленный Hutter acustix проект оптимизации — это смета, включающая производимые фирмой отделочные работы и материалы.

По его же словам, проект акустического решения зала, который мог бы использоваться для проектирования, не представлен. То есть австрийская компания готова лишь оптимизировать то помещение, которое будет построено по готовым чертежам. При этом нигде в документе не сказано, что проект российской компании не обеспечит качественной акустики. И даже наоборот – зарубежная концепция акустической оптимизации может не подойти для зала филармонии. Поскольку в залах Hutter acustix время реверберации (скорость затухания звука) не зависит от частоты звучания — высоких и низких нот. Это оправдано для небольших репетиционных помещений, где музыкантам необходимо слышать себя наиболее четко. В концертных залах подобная скорость затухания должна быть короче на высоких нотах и длиннее на низких, чтобы звук был «теплее». Это зафиксировано во всех отечественных и зарубежных справочниках по архитектурной акустике.

—       Основным аргументом в некомпетентности российской лаборатории со стороны Львова-Белова является неудовлетворительное качество звучания двух филармоний в городах Барнаул и Красноярск, — сообщает М. Ланэ. — Однако при этом акустический проект нашей лаборатории в Барнауле заказчиком реализован не был — в зале установили звукопоглощающие кресла, изменили форму портального проема, отказались от установки звукоотражающих конструкций. В Красноярске же реализация проекта Большого зала филармонии, предназначенного для универсального звука с применением звуко-техники, на завершающей стадии была прекращена. Руководство решило перепрофилировать зал под симфонические концерты. Проект разрабатывала другая фирма.

 А воз и ныне…

Логично предположить в подобном ситуации обоюдного несогласия все точки над i помогла бы расставить экспертиза, проведенная сторонним, не заинтересованным специалистом. Тем более что с этим согласны и А. Бреусов, уверенный в качестве акустического проекта, и А. Львов-Белов. И, по словам директора филармонии, экспертиза уже была заказана и проведена. Однако ее результаты, судя по всему, никому не известны.

—       Мы заинтересованы в том, чтобы в залах филармония была прекрасная акустика. Тем более что в ближайшем будущем в одном из них должна начаться установка органа, созданного специально для нашей филармонии, — резюмирует А. Бреусов. — Однако наша мастерская полностью уверена в высоком уровне исполнения акустического проекта лаборатории МНИИП. Тем более что рассмотреть более качественный и доступный по стоимости воплощения альтернативный проект возможности не было.

Сегодня строительные работы на здании филармонии завершаются. Остаются работы по отделке основных залов и помещений.

—       Срок сдачи здания в эксплуатацию — лето этого года, — отмечает А. Бреусов. — Надеемся, что до того, как строительство будет завершено, никаких новых проектов акустики сторонними организациями делаться не будет. Хотя бы потому, что строители уже работают по готовому архитектурному проекту, а любое вмешательство неумолимо повлечет затягивание и срыв сроков сдачи.

НАУМУШКИНА Дарья

Comments (0)

Comments are closed.