Вы здесь

Обратная связь

// Адрес

Россия, 440028, г. Пенза, ул. Кулибина, 15-15а

// Телефон

+7-987-514-30-17

// Контактное лицо

Завьялова Наталья Юрьевна (директор ПРООТПОО «САР»)

Архитектурная учёба в Португалии

Архитектурная учёба в Португалии
May
21
  • Posted by: Admin
  • Date: 2013-05-21
  • In: 
  • 0 comments

DSC_0484

В октябре 2010 года известные пензенские архитекторы Александр Бреусов, Алевтина Чибирева (ПТМ А. А. Бреусова) и главный архитектор Пензы Дмитрий Полишко вернулись из профессиональной поездки по Португалии, где встречались с известными архитекторами, изучали градостроительный опыт этой страны, подходы к проектированию спортивных сооружений, концертных залов и подземных парковок.

О своих впечатлениях архитекторы рассказали «Улице Московской».

Где были, что видели

Поездку организовало южное архитектурное общество Союза архитекторов РФ. В составе группы были главные архитекторы городов Юга России, председатели правлений региональных отделений САРФ, руководители проектных мастерских — более 35 человек. Программа поездки, которая продлилась с 18 по 29 октября, была фантастически насыщенной. Архитекторы посетили Лиссабон и Порту, а также полтора десятка маленьких городков, расположенных на небольшом расстоянии от мегаполисов. За день группа, как правило, посещала 2-3 объекта, что было физически тяжело, но крайне интересно. В Лиссабоне целый день ушел на знакомство только с одним общественно-жилым комплексом «Экспоцентр». Кстати, удалось предварить этот осмотр общением с сотрудниками мастерской архитектора Ришко, проектировавшей часть комплекса.

Что изучали «пензенцы»

Александр Бреусов рассказал «УМ»:

У нас намечается работа над спортивными сооружениями. Поэтому нам нужно было ознакомиться с тем, как в Европе проектируют такие объекты. Мы посетили все большие стадионы в Лиссабоне и Порту.

Второе, что нас интересовало — здания культурного, концертного профиля. И третье — парковки, места хранения автомобилей.

Как выяснилось, что в Португалии построено огромное количестве подземных паркингов. Они есть под всеми парками, площадями, скверами и бульварами. А также под новыми и даже историческими зданиями. Под домами обычно делается въезд, а сама подземная стоянка располагается под дворами.

Но в некоторых местах «вывешивается» все здание. Скажем, мы жили в старой гостинице в Лиссабоне. Историческая ее часть — это 8 этажей. И устроено еще 4 (!) этажа под землейпаркинг с грузовым лифтом для автомобилей.

Говорит Алевтина Чибирева:

Можно сказать, что в мегаполисах Португалии построены целые подземные города. Все площади и большие парки национального значения отлично существуют, имея под собой подземные паркинги. При их строительстве ничуть не пострадали вековые деревья. Тенденция видна четко при дефиците свободных площадей технологическая часть городов уходит под землю.

Добавляет Александр Бреусов:

Когда мы говорим о необходимости строительства подземных парковок в Пензе, нас все время пугают состоянием грунтов, грунтовыми водами. Так вот в Португалии тоже везде есть грунтовые воды, да еще и сейсмика 9 баллов, однако применяемые технологии хорошо справляются с этой проблемой. Единственно, что потребовалось для их внедрения — жесткая государственная воля. Им было это надо, и все!

Государство, муниципалитеты активно участвуют в строительстве, вкладывают бюджетные средства, привлекают частные инвестиции. И затраты успешно окупаются.

Хотя транспорта в стране очень много, его хранение организовано рационально и даже остроумно. Почти на всех улицах решаются одновременно проблемы разделительных полос, озеленения и парковок по оси проездов.

Португальский ответ на наш болезненный вопрос

Особо Александра Бреусова интересовало, как работают в Португалии городские управления архитектуры:

В каждом городе есть главный архитектор. И по своему статусу он стоит на втором-третьем месте после мэра. Это очень серьезная фигура, которая руководит всем городским строительством. И никто, кроме главного архитектора, не имеет права принимать решения о застройке тех или иных районов города. У главного архитектора есть хорошо укомплектованный, профессиональный штат, общественный вес и уважение.

Мы увидели, что в Португалии работает все то, что в России было угроблено Градостроительным кодексом, принятым в начале 2000-х гг.

Пообщались с мировой знаменитостью и выяснили свой класс

Пензенцы посетили мастерскую одного из ведущих архитекторов мира и самого популярного архитектора Португалии Альваро Сиза. Он получил международную известность благодаря реализованным ярким проектам района Схильдерсвик в Гааге, (Нидерланды (1989-1993)), жилого дома «Bonjour Tristesse» в Берлине (1980-84), офиса компании «Витра» в Валь-ам-Рейн в Германии (1991-1994).

Рассказывает Александр Бреусов:

Мастерская расположена на берегу океана. Это 4-этажное здание, попасть в которое просто так невозможно, хотя там нет ни одного охранника — везде кодовые замки. Только лично Альваро Сиза решает, кого впустить, а кого нет.

Коллектив мастерской состоит всего-навсего из 27 человек. Для нас это, с одной стороны как-то несерьезно, потому что в нашей мастерской трудится более ста сотрудников. С другой стороны мы выяснили, что мастерская работает по другому принципу. Мастерская выигрывает тендер, становится генподрядчиком. Но занимается только эскизной и архитектурной частью рабочего проекта — концепцией объекта, решением его объема, привязкой. А для проектирования инженерии, конструктива и прочего Сиза нанимает субподрядчиков.

Наверное, это правильный подход. Руководителю мастерской проще работать, верстать бюджет, выживать. Нам же в Пензе приходится делать все самим. Видимо, из-за слабости местной инфраструктуры смежников. Поэтому Альваро Сиза мы по-доброму позавидовали.

Должен отметить, что среди показанных нам объектов, спроектированных мастерской знаменитого португальца, многие показались нам слабее наших. Объемы, за которые берутся в мастерской Альваро Сиза, значительно меньше тех, к которым мы привыкли. Например, нам с гордостью показывали микрорайон из всего 8 коттеджей. Правда, заказчиком этого микрорайона является очень богатый и известный предприниматель.

Авторитет мастерской, на наш взгляд, строился довольно простым путем. Она имеет возможность участвовать в тендерах и конкурсах по всей Европе и даже в США. Несколько выигранных конкурсов, несколько прилично реализованных объектов — и вот она известность.

Как создается имя, мы выяснили также на примере мастерской Ришко, которая участвовала в проектировании части «Экспоцентра» в Лиссабоне.

По нашему мнению, тот проект, который сотрудники мастерской с гордостью нам показывали, не представляет архитектурной ценности. Если сравнивать класс португальских и наших пензенских архитекторов, я могу сказать, что у пензенцев очень высокий уровень. И во многом мы португальцев превосходим.

Нет пустырей, благоустройство везде

Пензенские архитекторы отметили, что нигде не видели брошенной земли. Каждый клочок либо застроен, либо обрабатывается.

В городах — огромное количество скульптур. Порой они увязаны в некие композиции даже с пожарными гидрантами.

Сохранены исторические кварталы с узкими улочками, по которым в ряд могут пройти только два человек. Нет асфальта — улицы вымощены брусчаткой из гранита, выложенной традиционными черно-белыми узорами.

Однако старых архитектурных традиций в новых зданиях португальцы не придерживаются. Сказывается глобализация, которую повлекло за собой вступление страны в ЕС. Вместе с тем современная архитектура органично увязана с исторической застройкой.

Алевтина Чибирева отметила:

Очень заметно то, что все города застраиваются в едином ключе, как будто застройкой в каждом городе руководит один человек. На самом деле люди меняются, но стараются сохранять одно стилевое решение, придерживаться единой градостроительной концепции.

Романтика

Помимо насыщенных архитектурной учебой встреч, пензенцам удалось побыть и просто туристами. Каждый привез из Португалии сертификат с надписью:

«Удостоверяю, что был на мысе Рока в Синтре, в Португалии, в самой западной точке европейского континента, на самом краю света, «где кончается земля и начинается океан», где Дух Веры, Любви и жажда приключений побудили португальские каравеллы отправиться в путь в поисках нового мира».

Автор: Владимир Лакодин

P1130593DSC_0232DSC_0105DSC_0066DSC_0017DSC_0457DSC_0467DSC_0173

 

Comments (0)

Comments are closed.