Вы здесь

Обратная связь

// Адрес

Россия, 440028, г. Пенза, ул. Кулибина, 15-15а

// Телефон

+7-987-514-30-17

// Контактное лицо

Завьялова Наталья Юрьевна (директор ПРООТПОО «САР»)

Троице — Сканов монастырь

Троице — Сканов монастырь
May
21
  • Posted by: Admin
  • Date: 2013-05-21
  • In: 
  • 0 comments

В последнее десятилетие в общественном сознании усилился интерес к архитектурнымпамятникам российской провинции. До этого времени внимание искусствоведов и архитекторов чаще всего было обращено на выразительные и эстетически совершенные столичные произведения, созданные известными зодчими. Но даже самые яркие архитектурные ансамбли не могут дать полного представления об общем характере российского архитектурного наследия. Только тщательное изучение  и анализ провинциального зодчества может воссоздать ход развития русской архитектуры.

Рисунок1«Меж лесов и возле речки,

Где господствовал пустырь,

Вновь красуется святыня –

Дивный Сканов монастырь»

Инокиня Евфимия

Наровчат встретил нас сереньким утром и моросящим дождем. Равнина, сливающаяся на горизонте с небом, невысокие домишки, неизменные кусты сирени в палисадниках – все это российская глубинка, Пензенский край.

Мокрая лента шоссе,пропетлявпо узким улочкам села,  вывела за околицу. Неожиданный солнечный луч, пробившись сквозь низкие тучи, вдругзасиял в небе золоченым крестом. «Сканов монастырь!»,- вырвалось единым дыханием. Еще несколько минут,- и из серых сумерек надвинулся – выплыл белым кораблем монастырь. Поразительная красота и величавость ансамбля никак не вязалась с окружающей болотистой равниной, странным казалось его появление в этом далеком от цивилизации месте. Поднимавшееся солнце высвечивало все новые и новые грани комплекса и очертания недалекого леса, довольно редкого явления в этих местах.

Широкие ворота монастыря даже в этот будничный день были распахнуты для немногочисленных паломников, с трудом добиравшихся пешком – монастырь находится в стороне от трассы. Ежедневными посетителямимонастыря стали экскурсанты, специально приезжающие сюда из Пензы, Мордовии, а то и из Москвы.

Наровчатский Троице -Сканов монастырь —  наиболее интересный пример культовой архитектуры Пензенского края XVIII —  XIX века.Расположен он на северной окраине современной Пензенской области, в 150 километрах от областного центра.

Историю зодчества Пензенского края можно проследить, начиная со второй половины XVII века.С целью защиты юго-восточных окраин Московского государства здесь были устроены крепости и сторожевые остроги. Они то  и положили начало городам будущей Пензенской губернии: Мокшану, Наровчату, Ломову, и самой Пензе,  основанной в 1663 году. В одно время с появлением городов-крепостей края, происходит застройка монастырских комплексов, становившихся, при необходимости, боевыми форпостами.

История строительства Наровчатского монастырявосходит ко времени царствования царя Алексея Михайловича. Вероятно, именно тогда на вотчинной земле князей Исканских был основан монастырь. Документов о названии монастыря, как и о дате его основания, не сохранилось. Возможно, это видоизмененное имя землевладельца, по другой версии название монастыря произошло от речки Скановой, протекавшей неподалеку.

Первые постройки монастыря были деревянными. В 1676 и 1785 они были полностью уничтожены пожарами, но неизменно, с огромными усилиями прихожан и молитвоймонахов восстанавливались.

Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. После пожара 1676 года в монастыре был восстановлен храм во имя Живоначальной Троицы, а через два года церковь во имя  св.Николая Чудотворца, разобранная в 1802 году. После пожара 1785 года, вторично уничтожившегодеревянную постройку, Троицкую церковь возвели каменной. Тогда же по резолюции епископа Тамбовского преосвященного Феофила (монастырь относился к Тамбовской епархии) было принято решение все строения в монастыре возводить каменными.

Каменные сооружения Троице – Сканова монастыря, сохранившиеся до наших дней,появились на рубеже  XVIII — XIX веков. Комплекс монастыря сочетает в своей архитектуре элементы провинциальных и столичных построек, декоративные элементы барокко и классицизма, приемы культовой и светской архитектуры. История Сканова монастыря хранит многие чудесные явления и тайны.

***

В конце XVII – начале XVIII веков Пензенский край из пограничной зоны постепеннопревращается во внутреннюю область России. С этого времени начинаетсямассовое каменное строительство, которое велось не только в крупных городах, но и в провинциальной глубинке. Это было связано с выходомв 1762 году манифеста “О вольности дворянства”.Освободившись от воинской обязанностидворянство, активно занялось хозяйством, строительством усадеб и возведением церквей в своих вотчинах.

Строительный период XVIII – первой половины XIX века для Пензенской губернии  является наиболее значимым — именно в это время проводилась широкомасштабная застройка, формировался облик губернии. Стилистически этот период связан в губернии со становлением и развитием архитектурных стилей барокко и классицизма.

Принято считать, что  автором первых каменных построек Наровчатского Троице – Сканова монастыря – колокольни и собора был иеромонах Арсений I, принадлежащий к роду дворян Левицких. Видимо, этим и объясняются значительные пожертвования, позволившие в такой глуши возвести прекрасный культовый ансамбль.

Загадкой является грамотная планировка столь крупного для скромной губернии монастырского комплекса.  Сложное объемно-планировочное и конструктивное решение зданий и отдельные детали декора заставляют предполагать привлечение к проектированиюмонастырястоличных зодчих или мастеров, воспитанных на их творчестве. Искусствоведы часто проводят аналогии между застройкой Троице — Сканова монастыря и творчеством замечательного  русского архитектора Василия Ивановича Баженова. Его влияние на становление русского зодчества было значимым не только в Москве, но и, возможно в большей степени, в провинциальных городах, где национальное самосознание порождало самобытность местных архитектурных школ.

Кроме того, один из представителей многочисленного рода дворян Левицких, известный художник Д.Г. Левицкий входил в тот же кружок московских розенкрейцеров, что и В.И. Баженов. Скорее всего, эти творческие личности, разделявшие идеи масонства, входили в один круг общения в период 1770-1780 г.В этом случае вполне возможно предположение о консультациях великого мастера при строительстве монастыря и объяснимо присутствии в деталях собора каменных узоров, напоминающих масонскую символику.

Архитектура провинциальных культовых зданий России, построенных в концеXVIII- начале XIX века, отличается многообразием объемных типов и хорошими пропорциями. Во многих из них «читается» влияние творчества В.И. Баженова и М.Ф.Казакова. Это подражание в формировании композиций фасадов и копирование отдельных элементов и деталей: “баженовский” тип портиков с прямоугольными окнами первого света и круглыми второго света. Целое поколение губернских архитекторов было воспитано на творчестве великих мастеров. Так, пензенский губернский архитектор Урюпин в течение трех лет работал под руководством Баженова, что не могло не сказаться на характере провинциальной пензенской архитектуры.

В  архитектуре пензенского края, как и в других губерниях, наблюдается некоторое стилевое «отставание» от столичного зодчества. В среднем оно составляет 30-35 лет. Поэтому переход от барокко к классицизму происходит в провинции в концеXVIII- начале XIX века.В Пензенской губернииэто наиболее заметно в планировочном решении культовых зданий. Так, до конца XVIII века храмы имели характерное для древнерусского зодчества продольно-осевое построение по оси восток-запад.Центричная планировка  появилась в пензенских соборах при переходе от барокко к классицизму, а затем только к концу века, в период классицизма.

Черты перехода от барокко к классицизму органично сочетаются в постройках  Троице — Сканова монастыря. Уникальный Наровчатский ансамбль — единственный отголосок позднего барокко, в которомприсутствуют элементы классического стиля.Стиль барокко в Пензенской губернии никогда не принимал роскошных «растреллиевских» декоративных форм, это, скорее, интерпретациярационального «петровского» барокко. В целом, архитектурно-художественная идея ансамбля восходит к традиции больших монастырских комплексов эпохи барокко, наиболее яркими образцамикоторых являются Смольный монастырь в Петербурге и Новодевичий монастырь в Москве.

В архитектуре Троице — Сканова монастыря, как и в московском зодчестве, присутствует величественная силуэтность застройки. Общую композицию определяет интересная видовая панорама, полномасштабно открывающаяся со стороны дороги из Наровчата и от реки Мокши, бывшей некогда судоходной (см. фото 2).

Рисунок3Самые старые каменные постройки Наровчатского Троице — Сканова монастыря –колокольня и собор, занимают особое место среди  архитектурных памятников, построенных в Пензенской губернии в конце XVIII века. Уникальные, не имеющие аналогов в провинции, они являются наиболее ярким примером сложного синтезатрадиционных  элементов стиля и  местных архитектурных традиций.

Застройка монастырского комплекса традиционно организована по периметру и объединена каменной оградой длиной около 400 метров. Доминирующим элементом композиции является здание Троицкого собора, расположенного в центральной части ансамбля.

Свято — Троицкий собор — традиционный для российского зодчества того времени двухэтажный пятиглавый четырехстолпныйхрам соборного типа.Собор стал самым крупным в XVIII веке храмом Пензенской губернии. Его размеры в плане — 35х21 м,  высота около 40 метров. Он был заложен в 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, на месте сгоревшего деревянного собора.Но в том же 1795 году неудачно начатая церковь пошла трещинами и начала разрушаться. В том же году  постройка была разобрана  настоятелем Темниковой Санаксарской пустыни иеромонахом Вениамином , а на ее месте был заложен и возведен  существующий собор (см. фото 3).

Проектов собора не сохранилось.Неизвестно, участвовали ли в строительстве архитекторы-профессионалы. Предположительно, создателями собора и колокольни были настоятели монастыря. Так, Арсений I возвел собор до окон первого этажа.Достроен и освящен собор при настоятеле Корнилии. В строительстве предполагается также участие казначея монастыря иеромонаха Парфения и настоятеля соседнего монастыря Вениамина. По легенде, каждый камень, укладывавшийся в стену нового собора, сопровождался молитвой.

В нижнем зимнем (отапливаемом) храме расположен престол во имя Успения Божией Матери, освященный в 1801 году настоятелем – строителем Корнилием. В светлой верхней (летней, не отапливаемой) церкви разместился престол во имя Живоначальной Троицы, освященный в 1808 году настоятелем архимандритом  Израилем.

Интересна архитектура  собора. В отличие от всех ранее построенных культовых зданий губернии, план собора имеет не продольно — осевое, вытянутое с запада на восток, а центричное построение. К квадратной центральной части здания примыкают равные по величине прямоугольники — алтарь и притвор. Это   самостоятельные объемы, перекрытые полуциркульными сводами. Видимо, строители учли неудачный опыт первой постройки и решили «подстраховаться», придав конструкции некую разобщенность и дополнительную прочность. Арки не только обогащают пластику фасадов, но и выполняют  роль контрфорсов, на которые опираются деревянные конструкции, поддерживающие покрытие сложной криволинейной формы, напоминающее покрытия «петровского» барокко.

Тип храма “восьмерик на четверике”, когдана смену более тяжеловесному  нижнему объему приходит стремление к объединению форм по вертикали, ступенчатости композиции. Идея ступенчатости  подчеркивается купольным завершением: доминирует больший по размерам  центральный купол, 4 меньших купола окружают его. В результате перспективного сокращения при близком подходе к северному и южному фасадам купола сливаются в цельный объем, напоминая эффект визуального восприятия церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (памятник ЮНЕСКО, см. рисунок на банкноте в 1000 рублей). На протяжении всего XVIII века пятиглавие было одним из ведущих типов завершений в русской культовой архитектуре, однако во второй половине XVIII века в Пензенской губернии встречается только в этом соборе.

В общей композиции фасада здания лежат приемы, характерные как для столичных, так и для многих храмов пензенской губернии.Торжественно-нарядные  фасады собораимеют двухосевое построение композиции. В результате этого фасады, обращенные в разные стороны, воспринимаются как равноценные.

Окна собора имеютдекор, характерный для построек петровской эпохи, например здание 12 коллегий, Летний дворец Петра I. А вот оконные проемы первого этажа оформлены рустом – прием, характерный для классицизма.Второй и третий этажи объединены широкими плоскими лопатками с каннелюрами. Прием замены пилястр на лопатки очень часто встречается в провинциальной классической архитектуре (см. фото 4)

Рисунок4

Видоизмененные капители и база лопаток носят элементы масонской символики, характерной для архитектуры второй половины XVIII века — времени расцвета масонства в России. База выполнена в форме прямоугольной пирамидки с «объемной» росписью. В масонской символике пирамида — символ вечности и человеческой жизни.Хотя подобные пирамидки встречаются в русской архитектуре XVI – XVII веков, и, скорее всего, связаны с подражанием итальянской архитектуре, например Грановитая палата в Кремле и палаты Романовых на Варварке.

А вот капителив видеквадратови вписанными в них кругами с изображениями херувимов – несомненно, масонский прием. Круг, вписанный в квадрат, — символ вселенной.

Венчают фасады фронтонные  завершения, которые «поддерживают» объемы притвора и алтаря. На боковых фасадах (северном и южном) фронтоны размещены над  небольшими ризалитами, заменившими в провинциальной архитектуре портики. Небольшие по своим размерам, они подчеркивают ступенчатый характер всего сооружения.

Трехъярусная каменная колокольня расположена к северу от собора (см. фото 5).

Рисунок5

Она является наиболее ранним из ныне существующих сооружений обители. Каменная колокольня была заложена в 1792 году на месте деревянной, которая была разобрана в 1795 году. 23 апреля 1796 г. в ней была освящена надвратная церковь во имя св. Николая Чудотворца.

В архитектуре колокольни, как и в оформлении собора, заметны черты переходного периода от барокко к классицизму. Колокольня представляет собой традиционное для русской архитектуры столпообразное, трехъярусное  сооружение высотой более  40 метров. Нижний ярус имеет сквозной проезд – Святые ворота. Над ними  разместился Никольский храм. Над вторым глухим ярусом легко парит  ротонда со звонами, завершенная вытянутым куполом с медальонами и ложными люкарнами. Венчает купол изящная главка на сквозном барабане. Своеобразный план, в котором два нижних яруса квадратные, со скошенными, закругленными внутрь углами, интересное завершение колокольни ротондой не встречались ранее в губернской архитектуре.

В декоре фасадов ясно читается тектоника здания,- легкость деталей навершия поярусно сменяется фундаментальностьюцокольной части. Ярусы четко разделены горизонталями антаблементов и украшены пилястрами и фронтонами, созвучными оформлению собора.Впервые в архитектуре Пензенской губернии так настойчиво подчеркивается высотная перспектива. Постепенно уменьшается высота и размеры пилястр, уже становится расстояние между ними, подчеркиваетсястройная уступчатость композиции. Благодаря этим приемам колокольня кажется выше собора, хотя их высота практически одинакова.

Следует отдать должное изобретательности мастеров, использовавших самые разнообразные приемы в оформлении фасадов. Оригинально и завершение колокольни: медальоны, украсившие купол, дублированы полукруглыми выступами пояса, расположенного над карнизом верхнего яруса.

Декор колокольни, как и собора,  содержит, возможно, масонскую символику — прямоугольные пирамидки с «объемной» росписью в антаблементе нижнего двухэтажного яруса, круги на фронтонах.

Традиционно в монастырский комплекс входят настоятельский  и братские корпуса,  трапезная, пекарня, больничный корпус, церковь Иоанна  Предтечи. Небольшие угловые башни подчеркивают ансамблевое единство комплекса, решенного в формах раннего  классицизма(см. фото6).

Рисунок6В середине XIX века  у северо – восточного угла монастыря, за его стенами для богомольцев были построены четыре двухэтажныхгостиных корпуса, а в 1853 году – кладбищенская церковь в честь иконы Трубчевской Божией Матери. Икона была написана в городе Трубчевске Брянской области иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году.Неизвестно как икона оказалась вТроице-Скановом монастыревНаровчате. Икона Трубчевской Божией Материпочитается как чудотворная, ей приписывается прекращение эпидемий холеры в Наровчате в 1831 и 1848 годах. Сейчас икона находится в главном соборе, обратиться к ней о даровании здоровья приезжают паломники со всей страны(см. фото 7).

Еще одна необычная икона находится в притворе храма.  После ремонта стены его с обветшавшими росписями были закрашены. Однако через какое – то время лик иконы вдруг начал сам выступать на стене (см. фото 8).

Рисунок7Насельницы монастыря, а сегодня их здесь около 70, спокойно и сдержанно относятся к заинтересованным, а то и любопытным вопросам посетителей – туристов. Проведя по небольшой, ноРисунок8любовно очень ухоженной, в цветниках и газонах территории, они всегда с гордостью рассказывают историю монастыря, о том, как благодаря тяжелому и кроткому труду сестер, эти, некогда руины, превратились в кусочек рая на земле.

***

Изначально монастырь был мужским. Считается, что первыми обитателями Сканова монастыря стали монахи, жившие до этого в пещерах горы Плодской или, по-другому, Саранской,  расположенной в 2 – 3 км от наземного монастыря. По преданию, Наровчатский пещерный монастырь сооружался в XVII веке послушниками обители. Первыми над ископанием пещер трудились послушник обители Иоанн и монах Арсений.

В трех ярусах пещер располагались несколько десятков келий, химическая лаборатория, в средней части – небольшая церковь и молельня, в третьем ярусе струился святой источник. В закрытых криптах хранились святые мощи подвижников – монахов. Кое – где, в толщу пещер были врезаны керамические трубочки, позволяющие слышать любой звук даже в самых отдаленных пещерах.

По другой легенде пещеры располагались в пять ярусов. На самом нижнем находилось подземное озеро с нефритовыми статуями вокруг него. Здесь же, среди завалов,  была скрыта дверь в сокровищницу монастыря.

Над пещерным лабиринтом, на вершине горы, была выстроена каменная церковь в честь Преподобных Антония и Феодосия, Киево – Печерских чудотворцев.  Основной вход находился у подножия горы, где  рядом с целебным источником, названным  в честь этих же святых, стояла часовня. Во время войны центральный вход и церковь были взорваны, и теперь попасть в пещеры можно через лазы и случайные провалы. Сейчас часть пещер обрушилась, но и сегодня общая длина трех ярусов составляет около 600 метров, что превышает длину пещер Киево – Печерской Лавры. Источники же Плодской горы, по – прежнему славятся как целебные.

…Братия Троице – Сканова  монастыря занимались землепашеством, рыбной ловлей, содержали пасеку и иконописную мастерскую.Ежедневно в монастыре совершалась божественная служба. Всенощное бдение бывало продолжительно, пение стихир всегда совершалось по нотам. Монахи славились  своим благочестием, некоторые по собственному желанию удалялись в пещеры, где и были захоронены после смерти.

***

Рисунок9В 1930 –е  годы   с колокольни были сброшены колокола, монастырь был закрыт и разорен. Исчезли иконы, церковные ценности, библиотека, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке. В монастырских зданиях устроили магазин, гараж, общежития, в храме во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб, а в храме – птицеферма и склад.

В 1989 году комплекс монастыря передали Русской Православной Церкви, и он возобновил свою деятельность, но уже как женский. В 1990 году на настоятельскую должность была назначена приехавшая с 7 сестрами и игуменьей из Рижского женского монастыря монахиня Митрофания (Перетягина). Она приняла обитель в полном запустении: весь первый этаж храма был завален землей, не было полов и крыши, выбиты окна (см. фото 9).  Во время первого богослужения 12 апреля 1990 года во время дождя вода лилась на головы молящихся.

Рисунок11

С утра до вечера насельницы расчищали территорию, сами разгружали машины со строительными материалами, распахивали землю, сажали огород,  разбивали сад. 9 мая 1993 года вместо матушки Митрофании, назначенной игуменьей во вновь открывающийся Пензенский Троицкий женский монастырь, настоятельницей монастыря  была поставлена игуменья Евстолия (Фролова). Под ее попечением монастырь продолжал восстанавливаться и хорошеть.Настоящим подарком для обитателей монастыря и паломников стало посещение обители в октябре 1999 года Святейшим  Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II. Возрожденная Сканова обитель предстала перед взором Патриарха во всем величии и красоте.

Рисунок10

Каждое утро в обители начинается задолго до рассвета, в 5.15, со звона колоколаи утренней молитвы, а заканчивается около полуночи. Ежедневно здесь совершаются богослужения, читается «неусыпаемая» Псалтирь. Кроме молитв – постоянный ежедневный труд – работа в пекарне, на огороде, по хозяйству. Сестры пасут скот, шьют, изготавливают свечи и даже водят машины!

Рядом с монастырем расположены огороды,  заложен совсем молодой сад. До нас доносилась легкая, как дуновение ветерка, едва уловимая мелодия. Это сестры, работая на огородах за монастырской стеной,  пели молитву.

Неожиданным для нас был звонкий детский смех. По дорожкам монастыря одна из сестер катила после работы в саду хозяйственную тележку. А в ней набилась детвора 4 – 5 лет. Радостные детские  лица, искренний смех, восторгот такого редкого катания, а вокруг – яркие цветники! Какой – то ностальгией повеяло от этой мирной картины. Она словно вернулась из ушедшего века. Радость в самом человеческом бытие, что может быть проще и искреннее!

Рисунок12

В детском корпусе монастыря 10 детей.Ежедневно для них проводятся занятия. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием, вышивают бисером иконы, плетут четки и пояса.

Глядя на спокойные и какие – то просветленные лица насельниц поражаешься той вере, которая поддерживает их в этой уединенной суровой монашеской жизни. Ясный открытый взгляд и натруженные руки – это Скановские сестры. Монастырь для них – «пристань спасения», «островок» веры, где под сводами храма ежедневно звучит слава Богу – Творцу,  молитва за  землю нашу Русскую.

Автор — преподаватель ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж», член Союза архитекторов России Бирюкова Наталья Викторовна

Литература:

  1. Дворжанский А.И., Мануйлова Е.В. Наровчатский Троицкий Сканов общежительный мужской монастырь / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 372-373.
  2. Фото и информация с диска «Православные храмы земли Пензенской», Дворжанский А.И.
    email: dvorzhanskiy@mail
  3. Монастыри Российской империи. СПб., 1887; Православные русские обители. СПб., 1908; Денисов; Троицкий Сканов мужской монастырь //ПЕВ. 1869. № 2, 4; ПЕВ. 1877. № 11–13; Пензенская епархия. С. 302. Наровчатский Троице – Сканов женский монастырь. Путеводитель. Пенза, 2001
  4. Очерк о Троицком – Сканове монастыре. // Пензенские епархиальные ведомости. – Пенза, 1869. — № 2. — С. 116; публикация Дворжанского А. Монастырь // газета “Мир людей” № 14. — Пенза, 6 апреля 1995.
  5. Попов А. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. – Пенза. 1896.
  6. Паспорт на Троицкий — Сканов монастырь в городе Наровчат, Наровчатского района, Пензенской области. — Департамент культуры администрации Пензенской области, 1985. Составитель канд. искусств. Букатова Л.С. Обмер планов Д. Борунов.
  7. Самойлов Е.Г. Пензенский край в конце XVIII века (1776-1800): Историко-экономический очерк. — Пенза, 1959.
  8. Щукин С.И., Дворжанский А.И., Щукин В.С. Губернский город Пенза на старых фотографиях (конецXVIII — началоXIX века). — Пенза, 1999. — С. 72.
  9. Щукин С.И. , Дворжанский А.И., Щукин В. С. Губернский город Пенза на старых фотографиях (конец XVIII — началоXIX века). — Пенза, 1999. – С. 12 – 20
  10. http://inpenza.ru/skanov/index.php
Comments (0)

Comments are closed.